Рекомендации для учащихся

   

Меры ответственности за оскорбление и клевету

Термин «оскорбление» на законодательном уровне закреплен в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе Республики Беларусь.

Оскорбление – это умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме. Это любые действия, которые содержат неприличную, унизительную для человека оценку его личности, причиняющие ущерб его чести и достоинству, роняющие его авторитет в собственных глазах и глазах окружающих. При этом не имеет значения, соответствует ли такая оценка действительности. Сюда, например, можно отнести оскорбительные действия по телефону, по интернету, в письменной форме: записки, телеграммы, письма, рисунки или даже символы, или при участии средств массовой информации. Оскорбление личности может выражаться не только в устной или письменной форме, но и посредством бессловесных действий, которые унижают человеческое достоинство, — использование неприличных жестов, плевки в сторону человека, пощечины, срывание с него одежды и др. Практически такие действия реального вреда здоровью человека нанести не могут, но факт унижения достоинства здесь налицо.

Оскорбление всегда адресуется конкретному человеку. Унизительная оценка личности может быть дана как в присутствии оскорбляемого, так и в его отсутствии, когда оскорбляющий в неприличной, унизительной форме характеризует отсутствующего, зная, что впоследствии ему станет об этом известно.

За любое оскорбительное действие вы можете наказать обидчика. Для своей защиты потерпевшему следует написать соответствующее заявление вотдел внутренних дел.

В таком случае обидчик будет наказан в соответствии со статьей 10.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: «1.Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, – влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

2.Оскорбление в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин».

Если же данный случай произошел в течение года после наложения мер административного взыскания за оскорбление или клевету обидчик будет наказан в соответствии со статьей 189 Уголовного кодекса Республики Беларусь:

Умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (оскорбление), в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет.

Принимая во внимание то, что размещение в Интернете той или иной информации признается способом ее публичного распространения, за оскорбления в сети Интернет придется нести ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь как за оскорбление, нанесенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении.

Статья 188. Клевета

Распространение заведомо ложных, порочащих другое лицо сведений (клевета) в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, либо клевета, содержащая обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, – наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет.

Статья 342. Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них

1.Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления, – наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Статья 367. Клевета в отношении Президента Республики Беларусь

1.Клевета в отношении Президента Республики Беларусь, содержащаяся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2.То же действие, совершенное лицом, ранее судимым за клевету или оскорбление, либо соединенное с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Статья 368. Оскорбление Президента Республики Беларусь

1.Публичное оскорбление Президента Республики Беларусь – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

2.То же действие, совершенное лицом, ранее судимым за оскорбление или клевету, либо соединенное с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Статья 369. Оскорбление представителя власти

Публичное оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей – наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет.

                     

Подготовил педагог социальный И.В.Ничипорович

Административная ответственность несовершеннолетних

Статья 4.2. Возраст, с которого наступает

административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:

1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);

2) оскорбление (статья 10.2);

3) мелкое хищение (статья 11.1);

4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);

5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);

6) мелкое хулиганство (статья 19.1).

2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.

Статья 9.1. Административная ответственность несовершеннолетних

     Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, совершивших административные правонарушения, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет, совершивших административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, наступает в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Статья 9.3. Особенности освобождения несовершеннолетних от административной ответственности

  1. Лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте

от 14 до 18 лет вне зависимости от категории административного правонарушения может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему предупреждения.

  1. Освобождение лиц, совершивших административные

правонарушения, в возрасте от 14 до 18 лет от административной ответственности с применением других мер профилактического воздействия осуществляется по общим правилам, установленным настоящим Кодексом.

Статья 9.4. Меры воспитательного воздействия

  1. При освобождении от административной ответственности

несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, к нему в целях воспитания могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:

  1. разъяснение законодательства;
  2. возложение обязанности принести извинения потерпевшему;
  3. возложение обязанности загладить причиненный вред;
  4. ограничение досуга.
  1. К несовершеннолетнему могут быть применены как одна, так и

несколько мер воспитательного воздействия.

Статья 9.5. Содержание мер воспитательного воздействия

  1. Разъяснение законодательства заключается в разъяснении

несовершеннолетнему противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения, в том числе причиненного этим правонарушением вреда, а также негативных правовых последствий повторного совершения им новых правонарушений.

  1. Обязанность принести извинения заключается в возложении на

несовершеннолетнего обязанности извинится перед потерпевшим за совершенное административное правонарушение в публичной или иной форме, определенной судом, органом, ведущим административный процесс.

  1. Обязанность загладить причиненный вред заключается в

фактическом возмещении несовершеннолетним вреда, причиненного административным правонарушением. При применении такой меры воспитательного воздействия учитываются имущественное положение несовершеннолетнего и его родителей или лиц, их заменяющих, наличие у него соответствующих трудовых или иных навыков.

4. Ограничение досуга заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности соблюдения на срок до 30 суток определенного порядка использования свободного от учебы и (или) работы времени. При применении данной меры воспитательного воздействия орган, ведущий административный процесс, может предусмотреть:

1) запрет посещения несовершеннолетним определенных мест пребывания, использования отдельных форм досуга, в том числе связанных с у правлением транспортным средством;

2) ограничесния пребывания несовершеннолетнего вне места жительства или места пребывания в определенное время суток;

3) возложение обязанности являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего.

Статья 9.6.

Срок, по истечении которого несовершеннолетний считается не подвергавшимся административному взысканию

     Лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от 14 до 18 лет считается не подвергавшимся административному взысканию:

1. Со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение административного проступка.

2. По истечении двух месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения.

3. По истечении 6 месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения.

4. по истечении сроков давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в случаях, предусмотренных ч.1 и ч.2 (при назначении административного взыскания в виде депортации) ст.14.5 ПИКоАП.

 

Дисциплинарная ответственность учащихся в Кодексе об образовании Республики Беларусь

Статья 126.  Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности

            Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются  противоправное, виновное или ненадлежащее исполнение обязанностей учащегося. Далее...

 

Буллинг – это явление, с которым каждый ребёнок хотя бы раз сталкивался в школе. Справиться с травлей в одиночку практически невозможно, а потому очень важно, чтобы ребёнок, который стал жертвой или свидетелем буллинга, рассказал об этом родителям, учителю или школьному психологу. Но часто взрослые не знают, как реагировать и оказываются не готовы помочь. Некоторые советы не только не исправят ситуацию, но сделают её ещё хуже. Перед вами ряд фраз, которые бесполезны и даже опасны в ситуации буллинга.

 

  1. «Ты сам виноват», «Ищи причину в себе», «С тобой что-то не так», «Тебе надо измениться», «Ты просто слишком или недостаточно умный, сильный, крутой».

Очень часто взрослые перекладывают ответственность за травлю на самого пострадавшего. На самом деле, жертвой буллинга в определённых условиях может оказаться буквально любой ребёнок независимо от его пола, внешности, характера, силы, интересов, школьной успеваемости и материального благополучия семьи. Травля – это проблемы группы (класса), а не одного ребёнка. Когда родители предлагают пострадавшему ребёнку подумать о том, почему он сам может быть в этом виноват, они убеждают его в том, что с ним действительно что-то не так, а значит всё происходящее в школе в общем и целом закономерно. В результате ребёнок «находит» в себе те самые недостатки и привыкает к тому, что его за это можно травить.

 

  1. «Не обращай внимание», «Игнорируй обидчика, и он отстанет».

Пожалуй, это один из наиболее частых советов, которые слышат дети в ответ на рассказ о том, что их обижают в классе. Его нельзя использовать сразу по двум причинам. Во-первых, он формирует у ребёнка неправильное представление: «мне плохо, но я должен не обращать на это внимание, молчать и делать вид, что всё в порядке». Во-вторых, эта схема в ситуации буллинга срабатывает далеко не всегда. Обидчик выбрал себе объект для травли и не получив желаемой реакции, может обратиться к ещё более жестоким и травмирующим способам.

 

  1. «Научись давать отпор», «Будь сильнее и дай сдачи».

Если задуматься, такие советы абсолютно нелогичны при травле: даже если ребёнок сможет дать сдачи и окажется сильнее обидчика, проблема насилия никуда не исчезнет, сменятся только роли. Представьте, что все родители посоветуют детям решать проблемы силой, чем это закончится?

Кроме того, буллинг предполагает неравенство сил. В большинстве случаев пострадавший просто не сможет противостоять более сильному обидчику или целой группе. В тоже время нужно понимать, что уставший от травли ребёнок в порыве отчаяния может нанести преследователю действительно серьёзные повреждения.

  1. «Не ябедничай», «Ты должен справиться сам», «Не хочу вырастить из тебя маменькиного сынка».

Мы очень волнуемся за то, чтобы наш ребёнок вырос самостоятельным и готовым за себя постоять. Иногда в отношения детей лучше не вмешиваться, но травля это — не тот случай. Оставлять ребёнка один на один с ситуацией буллинга недопустимо. Травля влияет на все аспекты жизни пострадавшего. Ребёнок постоянно испытывает стресс и тревогу, лишается социальной поддержки, теряет доверие к окружающим и самому себе. Пытаясь защититься, пострадавший часто закрывается, и его поведение начинает производить отталкивающее впечатление. В таких условиях ребёнок и сам начинает верить, что он заслуживает травли. Как видите, у пострадавшего просто не остаётся ресурсов и сил, чтобы самостоятельно справиться с проблемами. Когда у ребёнка есть возможность отстоять себя, буллинг просто не возникает. Более того, даже обладая целым арсеналом средств «психологической защиты» справиться с буллингом в одиночку практически невозможно. Ребёнок нуждается во взрослом, и задача родителя серьёзно отнестись к ситуации, обеспечить ему чувство защищенности и направить все силы на помощь.

 

  1. «Попробуй договориться с обидчиком», «Заслужи его симпатию, сделай что-нибудь, чтобы ему понравиться», «Подружись с обидчиком».

Буллинг – это спланированное издевательство над заведомо более слабым. Обидчик целенаправленно приносит страдания другому и вовсе не хочет останавливаться. Чтобы не делал в такой ситуации пострадавший, как бы он не пытался понравиться обидчику, последний всегда найдет за что «зацепиться», чтобы продолжить травлю. Такой совет не остановит агрессора, которому нравится издеваться, а попытки пострадавшего подружиться, могут лишь раззадорить его.

 

  1. «Лучше не лезь, а то и тебе достанется».

Возможно, такой совет поможет на время обезопасить вашего ребёнка от определённых проблем, но задумайтесь, какими будут последствия? Негативное влияние буллинга сказывается не только на пострадавшем и обидчике, но и на свидетелях насилия. Дети, которые регулярно наблюдают травлю, испытывают ощущение беспомощности и чувство вины из-за своего бездействия или неспособности остановить происходящее, а также страх оказаться на месте жертвы.

Такая позиция взрослых формирует эгоизм и толерантность к агрессии и насилию у детей («раз взрослые не реагируют на это, значит это нормально»). Ребёнок понимает, что взрослые сами боятся, а окажись он на месте пострадавшего, ему тоже никто не поможет.

Это вовсе не значит, что нужно учить ребёнка в любой ситуации бросаться на защиту пострадавшего даже ценой своего здоровья. Важно, чтобы ребёнок понимал, что о травле нельзя молчать, сообщать об этом не стыдно, а став свидетелем насилия необходимо немедленно привлечь внимание взрослого, который поможет его остановить.

 

  1. «Дети всегда обзывались», «Опять подрались – подумаешь, это же дети». «Сами разберутся».

Прежде всего, родителям и учителям важно научиться отличать детские ссоры и конфликты от буллинга. Действительно, конфликт – это нормальный этап развития группы, и часто в итоге он даже больше сплачивает детей (хотя и здесь иногда необходима помощь взрослого для его успешного разрешения). Буллинг же – это целенаправленное, длительное, повторяющиеся действие, в котором пострадавший ощущает себя беспомощным, а обидчик получает удовольствие. Здесь нужно понимать, что травля – это патология развития группы, и её, в отличие от конфликта, можно только прекратить, но не разрешить. При этом самостоятельно разорвать круг насилия ребёнок, как правило, не может. Да, дети часто ссорятся, обзываются, даже дерутся и могут справиться с этим сами, но буллинг – это опасное и сложное явление, остановить которое поможет только вмешательство взрослых.

 

  1. «Не буду вмешиваться, а то только хуже сделаю».

Это в корне неверная политика. Хуже вы сделаете как раз тем, что никак не отреагируете. Только представьте, ребёнка ежедневно обижают в школе, ему плохо, стыдно и одиноко, и он идёт за помощью к самому близкому человеку, а тот отмахивается, не воспринимает это всерьёз, делает вид, что всё в порядке, предлагает ему разобраться самостоятельно или переждать. В ситуации, когда все и так против тебя, отказ родителей в помощи или их бездействие – настоящий удар для ребёнка («если даже родители не знают, как мне помочь, значит, травлю никак не остановить, и это будет продолжаться», «если даже родители не захотели мне помочь с травлей, значит, я действительно заслуживаю этого»).

 

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЁМСЯ В ТОМ, ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ РЕБЁНКУ, ЕСЛИ ОН РАССКАЗАЛ ВАМ О БУЛЛИНГЕ, ЧТОБЫ НАЧАТЬ ЕМУ ПОМОГАТЬ.

 

    «Молодец, что рассказал мне об этом, спасибо», «Я обязательно тебе помогу, вместе мы со всем справимся».

Прежде всего, постарайтесь обуздать свои эмоции и овладеть собой. Возможно, вам захочется кричать, бежать разбираться с обидчиком, ругать ребёнка за то, что он долго это скрывал, возмущаться работой школы и учителей, но важно взять себя в руки и поддержать ребёнка. Для начала постарайтесь обеспечить ребёнку ощущение защищенности и комфорта, которого он лишён в классе. Поблагодарите его за то, что он нашёл в себе силы всё рассказать. Покажите ребёнку, что больше он не один, вы серьёзно относитесь к ситуации и обязательно поможете, но не давайте нереалистичных обещаний: «всё хорошо, завтра я всё решу, приду в школу и со всеми разберусь, всех накажут». Если ребёнок волнуется, что теперь он ябеда, объясните ему, что он поступил правильно, а обращение за помощью ко взрослым – это не трусость.

 

    «Ты ни в чём не виноват».

Мы с вами уже знаем, что ни один ребёнок, каким бы он ни был, не может быть ответственен за то, что его бьют или унижают. Но часто дети и сами могут волноваться, что виноваты в чём-то, что заслуживают травли. Задача родителей объяснить ребёнку, что он точно ни в чём не виноват и дело не в нём, а в том, что обидчики таким способом справляются со своими эмоциями. Покажите ребёнку, что даже несмотря на недостатки и несовершенства, он заслуживает уважительного отношения.

 

    «Давай вместе решим, что мы будем делать», «Как ты думаешь, что можно сделать в этой ситуации?»

Возможно, вам захочется обезопасить ребёнка и максимально отстранить от ситуации буллинга, но не стоит лишать его возможности участвовать в процессе решения проблемы. Показав, что его мнение важно для вас, вы придадите ему уверенности в себе. Кроме того, это позволит ему почувствовать контроль над ситуацией и развить способность самостоятельно принимать решения и искать выход из сложных жизненных ситуаций. Участие ребёнка поможет вам лучше разобраться в происходящем, но обсуждение подробностей не должно превращаться в допрос.

Теперь, успокоив и поддержав ребёнка, уточнив особенности ситуации, вы можете перейти на следующий этап решения ситуации и начать обсуждение проблемы с учителем и школьным психологом.

 

 

В современном мире мы нередко встречаемся с проявлениями насилия и жестокости. К сожалению, зачастую это явление происходит среди детей.

Сегодня речь пойдет о «буллинге» — агрессивном преследовании одного человека группой людей. В переводе с английского «буллинг» означает — хулиган, драчун, задира, грубиян.

Буллинг - систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или группы людей, направленное против другого человека.   Такое явление может проявиться в любом коллективе: школьном, студенческом или трудовом.

 

Откуда такая жестокость в среде несовершеннолетних?

Зачинщиков травли называют «буллерами». Результаты психологического исследования показывают, что «буллерами» чаще всего становятся дети, которые обладают следующими чертами: агрессивностью, импульсивностью, слабым самоконтролем, желанием самоутвердиться за счет других. Им присуще стремление выступать в роли лидера и быть в центре внимания.

«Буллеры» совершают травлю сознательно и эмоционально спокойно, по их мнению, оправданно. Как правило, один или два ребенка начинают травлю, а остальные становятся их «союзниками» из страха, что ситуация может обернуться не в их пользу. Свидетели также опасаются быть вовлеченными в этот процесс, поэтому в большинстве случаев остаются в стороне. Остановить зачинщиков очень сложно. Если они видят, что никто не протестует в ответ на их действия, формируется понятие, что такое поведение нормально.

Если говорить о том, кто же чаще становится «буллером», то можно утверждать, что как мальчики, так и девочки могут практиковать травлю в отношении своих одноклассников.

Мальчики чаще применяют физическую силу, девочки обычно используют психологический вид буллинга: распускают слухи,  игнорируют, исключают из совместного времяпрепровождения. Однако по мере взросления, как мальчики, так и девочки переходят в большей степени на психологическую форму травли.

 

Кто становится жертвой?

Чаще всего мы думаем, что мишенью травли в школе становится ребенок, который сильно отличается от других. В первую очередь это касается внешности ребенка: не соответствующая моде одежда, неопрятный внешний вид, психофизические особенности, черты другой национальности...

Однако примеры показывают, что жертвами буллинга становятся дети, внешне ничем не отличающиеся от своих одноклассников. Также провоцирующими факторами для запуска буллинга могут стать личностные особенности - низкая самооценка, склонность к самообвинению, страх, тревожность. При этом постоянное психологическое давление со стороны сверстников может еще больше снижать самооценку и повышать уровень тревожности. Получается замкнутый круг.

Часто жертвой преследования одноклассников становятся дети застенчивые, тревожные, одинокие, подвергающиеся насилию дома. Как правило, это дети с комплексом неполноценности и низким статусом популярности в классе. Также в группе риска находятся одаренные дети или наоборот «двоечники», дети из обеспеченных семей¸ дети хорошо воспитанные, но неспособные постоять за себя.

 

Буллинг подразделяется на несколько видов:

физический  — удары, пинки, толчки, отбирание вещей;

психологический  — оскорбления, изоляция, критика, насмешки, запугивание, распространение «слухов», «сплетен»;

экономический  — вымогательство денег.  

Буллинг, как и в целом насилие, имеет комплексный характер. Например: когда ребенка пинают (физическое насилие), этим самым его унижают (психологическое насилие), или когда вымогают деньги (экономическое насилие), применяют запугивание (психологическое насилие), еще и бьют (физическое насилие).

Важно понимать, что реакция жертвы на такую травлю может быть разной: от пассивной до агрессивно-активной. Статистика показывает, что большинство детей не обращается за помощью и продолжает оставаться в этой ситуации.

По данным российского психолога-исследователя Петросянц В.Р., жертвы буллинга в большинстве случаев делают вид, что ничего не произошло (40%), почти 32% игнорирует обидчиков, 10% пропускает занятия в школе, 9% избегает мест совершения буллинга, 2% пытается объясниться с обидчиком. И только 4% жертв рассказывает о своем положении учителю, 3 % — своим родителям.

 

Поэтому родителям очень важно знать признаки поведения ребенка, который может находиться в позиции жертвы буллинга:

  1. Ребенок ищет любые возможности не ходить в школу: жалуется на плохое самочувствие, часто болеет, прогуливает занятия.
  2. Не имеет друзей. Не рассказывает и не вспоминает одноклассников, однокурсников.
  3. Снижается учебная мотивация и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
  4. Не хочет участвовать во внеучебных мероприятиях.
  5. Старается избегать разговоров об учреждении образования.
  6. Неожиданно начинает терять карманные деньги и личные вещи. Может прийти домой в порванной одежде или со сломанными вещами. При этом его объяснения невнятны.
  7. Настроение часто подавленное, замкнут, может плакать без видимой причины.
  8. В поведении появляется раздражительность, агрессивность. В сложной ситуации может отмечаться саморазрушающее поведение (травмирует себя, обвиняет себя в неудачах, пытается убежать из дома или говорит о самоубийстве).

 

Что делать, если буллинг проявляется в отношении Вашего ребенка?

Ребенок, пострадавший от буллинга в большинстве случаев убежден, что взрослые не смогут ему помочь или ухудшат ситуацию, а нападки сверстников станут еще более частыми. Поэтому необходимо объяснить ребенку, что вы можете стать его союзником в решении данной ситуации. Убедите его, что будете хранить информацию втайне и вместе с ним решите, какие шаги возможно предпринять. Также ребенок может не рассказывать о произошедшем, так как считает это «ябеничеством». Необходимо разъяснить ребенку разницу между понятиями «ябедничать» и «сообщать». Сообщение делается не для того, чтобы доставить кому-то неприятности, а для того, чтобы защитить себя и других детей. 

Важно объяснить, что пассивная позиция жертвы при буллинге, только усугубляет ситуацию, поэтому необходимо принимать меры.

 

Рекомендации для родителей:

  1. Поддержите своего ребенка, спокойно выясните историю событий, с чего все началось, как развивалось и что происходит в настоящее время.
  2. Вместе с ребенком подумайте, что могло быть причиной начала буллинга. Если, например, ребенок пострадал по причине своей замкнутости, застенчивости, то возможно использовать это как мотивацию для изменений. Именно сейчас ребенку необходимо обрести уверенность и научиться постоять за себя. Рассмотрите возможность посещения ребенком секции или кружков, где он сможет обрести уверенность, повысить самооценку, найти друзей.
  3. Поставьте в известность классного руководителя. Обсудите с ним пути решения проблемы. Классный руководитель может пересмотреть полномочия и обязанности учащихся в классе, поможет иначе реализоваться детям, которые осуществляют травлю.
  4. Обратитесь к школьному психологу. Необходимо помочь ребенку найти внутренние и внешние ресурсы в этой ситуации. Важно понимать, что при обращении к школьному психологу с «буллером» будет также проведена работа.
  5. Обсудите вместе с ребенком варианты возможных выходов из ситуации, используя конструктивные пути решения конфликтов.
  6. Важно научить ребенка постоять за себя в случае, если другие не хотят устанавливать и соблюдать договоренности, при этом объяснив разницу между защитой и нападением. Если ребенок обучается в начальной школе, с ним можно поиграть в ролевые игры, в ходе которых ребенок сможет отработать все важные для преодоления насилия навыки. Если Вы испытываете затруднения, попросите помощи у школьного психолога.
  7. Ведите дневник. Необходимо систематически записывать ситуации, связанные с буллингом. Что спровоцировало, кто участвовал, какие действия предпринимались.
  8. Поговорите с обидчиком в присутствии законных представителей, проясните для себя причины его поведения, попытайтесь рассмотреть пути примирения.
  9. Стоит ли уходить из школы? Если ситуация не запущена, то дайте ребенку возможность её решить, естественно при поддержке родителей и педагогов. При серьезно нанесенном ущербе психике ребенка, лучше сменить школу или класс. Но помните! Если не помочь ребенку вырасти из жертвы, то ситуация может повториться!

 

Возможно ли, что мой ребенок практикует травлю в отношении других?

Дети, практикующие травлю, могут проявлять агрессию и жестокость дома, не подчиняться правилам. Если вы переживаете, что ваш ребенок может практиковать травлю по отношению к другим детям, понаблюдайте, как он ведет себя с братьями и сестрами, с вами и со своими друзьями, когда они приходят в гости. Если он ведет себя агрессивно, недружелюбно и не проявляет сочувствия к другим, это может быть признаком того, что в школе он обижает и задирает других учеников.

Дети, которые травят других, тоже могут приходить домой с синяками, поцарапанные и с порванной одеждой. У них могут появляться дополнительные карманные деньги и вещи, которые они себе не могут позволить. Они также могут грубо отзываться об одноклассниках.

Первым делом нужно признать, что ребенок действительно является обидчиком. После этого твердо решить, что это не должно сходить ему с рук.

 

Рекомендации для коррекции поведения буллера:

  1. Найдите альтернативу, которая поможет ребенку по-другому заявить о себе. Запишите его в спортивную секцию, кружок, поощряйте активное участие в жизни класса.
  2. Соблюдайте последовательность. Если принято решение наказать определенным способом – значит нужно идти до конца без каких-либо поблажек. Без протестов дело не обойдется, но, четко понимая, для чего все это делается, настоять на своем будет куда проще.
  3. Ограничьте доступ сына или дочери к возможным источникам агрессии: видеоиграм, музыке, фильмам и т.д.
  4. Всегда находите время обсудить школьные конфликты. Это поможет понять корень проблемы.
  5. Научите ребенка не реагировать на провокации агрессией и подскажите другие варианты выхода из таких ситуаций.
  6. Следите за собой. Поведение детей во многом зависит от окружающей среды, но в первую очередь – от обстановки дома. Если один родитель относится нетерпимо к недостаткам другого, то и ребенок будет вести себя соответствующе.
  7. Подумайте, как решаются проблемы и конфликты в вашей семье. Обговариваются ли проблемы конструктивно в семейном кругу? Собственный пример при решении трудностей без агрессии и насилия — это лучший метод предотвращения негативного поведения в школе.

Настройтесь на то, что процесс переоценки буллером своего поведения закончится не так быстро, как хотелось бы, и он будет непростым. Терпение, понимание близких людей и правильная реакция на действия ребенка – залог его успешного «перевоплощения» в доброго, понимающего и спокойно реагирующего на провоцирующие факторы человека.

В заключение можно сказать, что ситуация травли в школе – явление достаточно частое, но его можно предупредить. С позиции школы – это обращение к ситуации буллинга через просвещение детей на тематических классных часах, обсуждение на уроках произведений художественной литературы, художественных фильмов.

Со стороны родителей необходимо быть внимательным к своему ребенку, интересоваться его делами, знать его друзей, выстраивать открытые и доверительные отношения. Учите ребенка  конструктивным способам разрешения конфликтов, умению постоять за себя и других. Не молчите, когда подвергаются насилию другие дети или же он сам является объектом травли.

 

 

поделиться в:
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/