Мир без насилия

Телефоны, по которым пострадавший от домашнего насилия может обратиться за помощью специалистов:

Оперативно-дежурная служба Дятловского РОВД  - тел. 102, 21-3-34

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ГУ «ЦСОН Дятловского района» - тел. 21-0-41, (8044) 450 30 70

Психолог ГУ «ЦСОН Дятловского района» - тел. 61-2-01

Анонимно, бесплатно, ежедневно с 8.00 до 20.00. Со стационарных телефонов звонок бесплатный. Звонки доступны и абонентам всех мобильных операторов


«Черты и признаки насилия в семье»

Домашнее насилие – это физическое, психологическое, сексуальное, экономическое насилие, совершаемое интимным партнером или членом семьи.

Физическое насилие: избиение, пощечины, выкручивание рук, таскание за волосы и т.д.

Сексуальное насилие: непристойные сексуальные прикосновения, взгляды, разговоры, изнасилование, в том числе мужем, отказ использовать контрацептивные средства, беременность по принуждению, инцест…

Словесное и психологическое насилие: оскорбления, крики, грубость, нецензурная брань, пренебрежительное отношение, игнорирование мнения женщины, неоправданная ревность…

Экономическое насилие:запрет на работу вне дома, отбирание денег или предоставление недостаточного количества для жизни, сокрытие доходов…

То, к чему стремится домашний насильник – это власть и контроль над другими членами семьи. Для этого он может запугивать, оскорблять, угрожать, принуждать, внушать чувства страха, стыда, вины и использовать другие манипуляторные и насильственные стратегии.

Как распознать такого человека?
Существует набор черт характера и особенностей поведения человека, способного к проявлению насилия в семье:
- чрезмерная ревность, в начале отношений она может восприниматься как подтверждение любви;
- контроль, его вначале часто воспринимают как заботу о себе, о своей безопасности;
- быстрая связь. Многие женщины, впоследствии подвергшиеся избиению, встречались со своими будущими мужьями менее 6 месяцев. Мужчина заявлял о своей любви с первого взгляда, льстил женщине, что она единственная;
- обвинение других в возникновении у него негативных чувств и проблем «Ты толкаешь меня на это…. Ты оскорбляешь меня, поступая не так, как я прошу»;
- нереальные ожидания, завышенные требования к супруге (-у);
- проявляемая грубость по отношению к животным или детям;
- ярко выраженное желание причинить ущерб другому человеку;
- убеждение, что мужчина – абсолютный и беспрекословный глава семьи, у него вся власть и контроль;
- высокий уровень тревожности и беспокойства по поводу своего доминирующего положения;
- сочетание высокой импульсивности с низким самоконтролем;
- неспособность принять ответственность за совершенные действия;
- родительский сценарий, включающий семейное насилие;
- постоянное употребление алкоголя, психоактивных веществ.

Женщины, подвергшиеся насилию, могут иметь следующие общие характеристики:
1) низкая самооценка;
2) они верят во все мифы о насильственных отношениях;
3) имеют традиционные представления о семье и браке и верят в женское предназначение;
4) берут на себя ответственность за действия обидчика;
5) страдают от чувства вины, отрицают чувство гнева по отношению к обидчику;
6)представляет собой пассивную часть сообщества, но достаточно сильные, чтобы использовать окружение с целью выжить;
7) имеют серьезные реакции на стресс и психофизические жалобы;
8) верят в то, что сексуальные отношения могут стабилизировать отношения в целом;
 9) уверены в том, что никто не может помочь в разрешении проблемы насилия.

Почему она не уходит? Страх:
 1) страх усиления насилия;
 2) что милиция и судебные органы не помогут;
 3) боится, что другие люди узнают о проблеме;
 4) что может потерять детей, т. к. суд передаст опеку мужу;
 5) что ей никто не поверит;
 6) не существует способов защитить себя;
 7) жилищные проблемы;
 8) экономические проблемы.

Также существует другие причины, удерживающие женщину от ухода:
 1) она думает, что насилие присутствует во всех семьях;
 2) думает, что развод-признак ее поражения как женщины;
 3) что одинока и нигде не сможет найти помощь;
 4) что милиция ничего не сделает, чтобы ее защитить;
 5) что он без нее пропадет;
 6) что разрушать семью нельзя и нужно терпеть ради детей;
 7) что он заберет детей;
 8) что, если уйдет, то он ее убьет;
 9) верит в то, что «если бьет, значит любит»;
10) верит в то, что он может измениться.

Выход есть!
Стоит знать, что выход есть всегда. Тот, кто виновен, должен нести ответственность. Насилие в семье неприемлемо. Поэтому мириться с этим не стоит, нужно сразу же обратиться за помощью. Например, к участковому милиционеру, в оперативно-дежурную часть Дятловского РОВД по телефонам 102 или 21-3-34, к специалистам и психологу ГУ «ЦСОН Дятловского района» по телефонам 21-0-41, 61-2-01, (8044) 450 30 70.
Есть в Беларуси и общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8 (801) 100-8-801. Вам дадут дельный совет ежедневно с 8.00 до 20.00.


«Услуги временного приюта» «Кризисная» комната
Для оказания социальной услуги временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, в государственном учреждении «Центр социального обслуживания населения Дятловского района» создана «кризисная» комната.
«Кризисная» комната - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания. Режим работы «кризисной» комнаты - круглосуточный.
Услуга оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми центром по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).
Во время пребывания граждан в «кризисной» комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.
В период пребывания в «кризисной» комнате питание граждан при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.
Срок пребывания в «кризисной» комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.

Брошюра на ясном языке

Что делать?

Куда обратиться за помощью?

Законодательство

Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребенок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для жертвы и для общества.

К общественным потерям в результате насилия над детьми относятся не только утраты человеческих жизней из-за убийств и самоубийств детей, но и потери в их лице полноценных членов общества, формирование социально дезадаптированных личностей со следующими характеристиками:

  • испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подверженные частым приступам гнева и немотивированной агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство самой жестокости. Косвенным подтверждением может служить увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием;
  • у переживших насилие детей зачастую формируются такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их обладателей малопривлекательными для окружающих. В результате ребенок испытывает трудности социализации, у него бывают нарушены связи со взрослыми, нет навыков общения со сверстниками. А если он не обладает достаточным уровнем знаний и эрудицией для завоевания авторитета в школе, то может примкнуть к криминальной, пристраститься к алкоголю, наркотикам и опять-таки совершать правонарушения. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация;
  • насилие по отношению к детям может привести к потере в их лице родителей. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство;
  • жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться.

Что касается нарушений физического и психического развития, то у детей из семей, где побои и брань являются распространенными "методами воспитания", или где ребенок лишен тепла и внимания (например, в семьях родителей-алкоголиков), выявляются такие признаки задержки физического и психического развития, которые вызывают, по выражению зарубежных специалистов, состояние "неспособности к процветанию".

К особенно тяжелым последствиям приводит сексуальное насилие. В результате домогательств у детей возникают страхи перед каким-то человеком, местом, темнотой; чрезмерная сонливость или бессонница, истерические проявления, регрессия, т.е. формы поведения, соответствующие более младшему возрасту; агрессивность и раздражение; несоотносимый с возрастом интерес ребенка к интимной области. Кроме того, чувствуя себя несчастными и пытаясь найти выход из создавшегося положения, дети, с одной стороны, сами могут шантажировать совершивших сексуальное насилие, вымогая у взрослых насильников деньги и подарки в обмен на обещание хранить совершенное в секрете. С другой стороны, обладая несвойственными их возрасту сведениями об интимной жизни, жертвы насилия могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них окружающих.

Однако наиболее универсальной и тяжелой реакцией на попытки детей адаптироваться к страданиям является низкая самооценка, закрепляющая психологические нарушения и приводящая к значительному отставанию в развитии. Ребенок с низкой самооценкой постоянно испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства и безотчетной тоски. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии, сопровождающейся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности. У подростков, страдающих от одиночества, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные суициды. Повзрослев, жертвы домашнего насилия на годы погружаются в депрессию, зачастую не отдавая отчета в своем состоянии, а только удивляясь, почему их ничего не радует, не клеится карьера, не привлекает общение с людьми, даже самыми симпатичными.

Наконец, последствиями пережитой травмы может стать не только агрессивность, о чем шла речь выше, но и избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите, виктимность. Кроме того, заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым путём вплоть до вызывающего, эксцентричного поведения.

 

Киберпространство (англ. cyberspace) – пространство производства и обмена информацией, создаваемой телеинформационными системами, виртуальная совокупность информационных сетей, включая Интернет.

Специалисты выделяют четыре основных вида насилия в киберпространстве.

  1. Приставание или «обхаживание» в сети, которое также называется «грумингом» (от англ. grooming – «предварительная подготовка»), – вхождение взрослого человека в доверие к ребёнку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения.

Киберпространство даёт возможность общаться с детьми без ведома взрослых. Преступники, «охотящиеся» за детьми в киберпространстве, чаще всего устанавливают контакты с ними в чатах, системах обмена мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах.

Они стараются привлечь подростка вниманием, заботой, добротой и даже подарками. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и увлечениях современной молодежи. Поэтому подростки часто обращаются к виртуальным друзьям за помощью в решении возникших проблем. Как правило, это дети, которые не находят понимания у своих близких, с трудом заводят друзей в школе, во дворе, и поэтому ищут общения в сети. Именно такие дети чаще всего страдают от насилия как в реальной жизни, так и в виртуальном мире.

  1. Насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор с целью вызвать страх и добиться подчинения – буллинг.

Буллинг (англ. bullying – «жестокое отношение», «издевательства», «притеснение», «запугивание», «травля»). Эта форма насилия получила в среде подростков широкое распространение. Специалисты выделяют три основных вида буллинга:

  • физический – агрессия с компонентом физического насилия;
  • поведенческий – когда жертву ставят в оскорбительные и унижающие достоинство обстоятельства, используя сплетни, бойкот, вымогательство, шантаж;
  • словесный – унижение с помощью непристойных слов, издевательских ярлыков, кличек и т. д.

Новейшее «достижение» в этой области – так называемый кибербуллинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации.

Преследование намеченной жертвы в киберпространстве может производиться путём передачи телефонных текстовых сообщений, изображений, посланий по электронной почте, а также через социальные сети, онлайновые дискуссионные группы по интересам и личные веб-страницы.

Специфика виртуального пространства способствует вовлечению подростков в преследование сверстников. Для этого создаются сайты, посвящённые учащимся, по тем или иным причинам ставшим «изгоями»; им посылают анонимные оскорбительные и угрожающие сообщения, размещают в Интернете компрометирующие фотографии, распускают неприличные слухи, сопровождаемые необоснованными уничижительными комментариями. А иногда, наоборот, – от имени того или иного подростка рассылаются оскорбительные сообщения в адрес его сверстников, зачастую сопровождаемые фотографиями.

Последствия насилия такого рода могут быть крайне разрушительными, поскольку:

  • у подростков могут начаться трудности в межличностном общении, а также может возникнуть ощущение, что им некуда скрыться;
  • подростки боятся того, что за их унижением может наблюдать большая аудитория в киберпространстве;
  • жертвы буллинга впоследствии сами начинают преследовать других.

К сожалению, многие подростки не сообщают о преследовании, поскольку:

  • не верят, что взрослые способны понять их и помочь;
  • боятся ещё более изощрённых издевательств в дальнейшем;
  • опасаются, что им запретят пользоваться компьютером.
  1. Показ и распространение материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребёнку.

Распространение Интернета увеличивает вероятность того, что дети и подростки могут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту и способным причинить вред. Подростки получают информацию и приглашения в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктивные секты, заняться нетрадиционными формами секса.

В последнее время появилась новая опасность в виде так называемых цифровых наркотиков – звуковых файлов, вызывающих психоактивное действие.

  1. Производство, распространение и использование детской порнографии и материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми.

Конечно, максимальный вред наносит продукция сексуального характера. Чаще всего подростки случайно наталкиваются на порнографические изображения, но кто-то получает эти изображения от потенциальных преступников, а кто-то сознательно заходит на порносайты. У большинства подростков откровенные сексуальные материалы вызывают беспокойство и тревогу, однако для части ребят просмотр порнографии в дальнейшем становится стимулом к участию в изготовлении порнографических снимков.

В последнее время все чаще стали говорить о детской порнографии в Интернете, которая приобретает угрожающие масштабы. Детская порнография представляет собой один из самых доходных видов криминального бизнеса. Детская порнография может изготавливаться и вне сети, а затем распространяться в киберпространстве. Другой способ производства порнографических изображений – съемки сексуального насилия над ребенком в реальном времени перед онлайн аудиторией, что достигается благодаря использованию веб-камер. Это может происходить как по просьбе «виртуальных друзей», так и при помощи угроз и шантажа. Появление миниатюрных камер и веб-камер позволяет также изготавливать фото- и видеоизображения ребенка без его ведома.

Опасная для детей информация, способная причинить серьёзный вред их здоровью, развитию и безопасности, может содержаться на электронных ресурсах, где размещены материалы экстремистского и террористического характера.

При рассмотрении вопроса о насилии в киберпространстве педагогам необходимо объяснить учащимся правила безопасного общения в сети.

 

Заповеди мудрого родителя

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

  1. Не пытайтесь сделать из ребенка «самого-самого».

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?» или «Я в твои годы на турнике 20 раз подтягивался, а ты тюфяк-тюфяком». Зато ваш ребенок клеит бумажные кораблики, разбирается в компьютере. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

  1. Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из второго подъезда непревзойденно играет на скрипке» происходит в присутствии вашего ребенка, найдите, за что можно похвалить и его.

  1. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…» Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж, и это – самая несчастная и неэффективная из всех попыток устыдить. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я не просил меня рожать».

  1. Не ругайте ребенка прилюдно.

Если действительно возникает ситуация, вгоняющая вас в краску (ребенок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести малыша с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут пристыдить ребенка вполне уместно.

 

Главное не забывать, что у всего должна быть мера.

Если вы будете соблюдать эти нехитрые рекомендации, возможно, у вас получится наладить взаимоотношения с самым дорогим существом в жизни – вашим ребенком!

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

 Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

Любой вид жестокого обращения ведёт к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно – взрослые, допускающие жестокость по отношению к детям, разрушают ожидание любви, доверия и заботы, что приводит к серьезным нарушениям процесса развития детей, наносит ущерб здоровью ребенка или создаёт опасность для его жизни.

В последнее время участились случаи жестокого обращения с детьми, и особенно со стороны родителей. Многие родители или лица, их заменяющие, ударив ребенка, определяют свой поступок как один из способов воспитания. Однако по закону такой поступок уже считается противоправным, и взрослый человек может понести серьезное наказание.

Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает ответственность:

-  за совершение сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 166-170);

   - за вовлечение ребенка в общественно-опасную и антисоциальную деятельность  (ст. 172, 173, 331);

 -за совершение физического, а также психологического насилия (ст. 145-147, 153, 154)

 

Борьбой с преступлениями сексуального характера в отношении детей занимаются во многих странах мира. В Республике Беларусь данной проблемой занимаются органы внутренних дел и ряд иных государственных органов.

О борьбе с педофилией в Гродненской области рассказывает начальник управления по наркоконтролю и противодействию торговли людьми Андрей Кудрицкий.    

- Что такое педофилия?

- В самом широком смысле «педофилия» означает половое влечение к детям. Однако в массовом употреблении этот термин нередко ошибочно используется применительно к сексуальному влечению не только к детям, но и вообще к лицам, не достигшим совершеннолетия. Педофилия - это форма отклоняющегося сексуального поведения, когда объектом является ребенок 14 лет.

- В каком возрасте она начинает проявляться?

- научные исследования говорят о том, педофилия начинает проявляться в различном возрасте: был выявлен разброс начала проявления этого расстройства от 18 до 44 лет. Кроме того, исследование выявило следующую корреляцию: чем раньше начинает проявляться педофилия, тем более она устойчива в течение жизни. Сразу проясню одну вещь - педофилы не “любят” детей, они видят в них только сексуальный объект.

         Иногда это происходит вследствие детской травмы - пережив насилие, они во взрослом возрасте имитируют поведение насильника. Но чаще это проблема физиологическая - органические нарушения головного мозга. Проблемы во время беременности, серьезные заболевания и черепно-мозговые травмы в возрасте до 13 лет - распространенные причины педофилии. В коре нашего мозга есть нейронная сеть, которая отвечает за выбор сексуального объекта. У педофилов передача импульсов в ней нарушается и происходит искажение того, что стимулирует сексуальное желание. Проще говоря, нарушено распознавание потенциального полового партнера.

- можно ли выделить собирательный образ педофила? То есть взглянуть на человека и не вооруженным глазом приметить, что в этой плоскости что-то с ним не в порядке?

- универсальных признаков нет. Это может быть сосед, учитель в школе, тренер, сторож в детском саду. Они выглядят как обычные люди и могут находиться в Вашем кругу общения. Тем не менее, криминологи описывают отдельные черты, косвенно свидетельствующие о признаках педофилии: низкий рост и сниженный интеллект, вследствие нарушений внутриутробного развития, инфантильность в поведении и речи, иногда в манере одеваться, множество страхов, фобий, общая тревожность, склонность к депрессии и разным зависимостям, с женщинами такой человек достаточно холоден. Также необходимо отметить, что педофил в отношениях с детьми демонстративно заботлив, стремится к физическому контакту с ребенком через тактильные прикосновения. Он сильно балует детей, постоянно хвалит их - заслуживает доверие. Часто проводит время возле детских площадок или старается получить работу в детских учреждениях. Но важно отметить тот факт, что не все педофилы - преступники. Большинство из них хранит эту особенность в своем внутреннем мире и не представляет опасность для окружающих.

Сами педофилы должны обращаться за комплексным лечением, иначе последствия могут быть весьма плачевными. Полностью избавиться от влечения к детям практически невозможно, но существенно снизить - вполне. Все, о чем мы говорили выше, не фокусируется исключительно на Гродненской области а, наоборот, результат изучения проблемы в глобальном масштабе.

- какова ответственность для тех, кто посягает на половую неприкосновенность ребенка?

- все довольно непросто, и зависит от множества факторов. Юридическим языком это называется квалификацией. С человеком (вне зависимости от пола), не достигшим шестнадцати лет, сексом во всех его проявлениях даже по желанию заниматься нельзя. Педофилом же законодатель признаёт лицо, старше восемнадцати лет. Назначение наказания – это прерогатива судебных органов с учетом всех имеющихся обстоятельств.

- можно ли обезопасить своего ребенка от педофила?

- скорее можно говорить о степени минимизации риска стать жертвой. В современном мире, когда на поведение еще совсем юной личности оказывают влияние разнообразные информационные факторы, в том числе негативные и находящиеся, к сожалению, в открытом доступе, особую роль обязаны играть родители детей и подростков, и именно их  своевременное и грамотное вмешательство способно предотвратить беду, а крепкие и гармоничные семейные отношения существенно исключают риск вовлечения их детей в нездоровую интимную сферу. Также целесообразно привести некоторые рекомендации, чтобы обезопасить ребенка от педофила. Наиболее эффективная мера - обычное информирование ребенка о возможной опасности. Конечно, не стоит ребенку детям объяснять, кто такие педофилы. Объясните ребенку подробно всего одно положение – нормальному взрослому человеку от ребенка ничего не нужно. Одним из факторов защиты может являться профилактика педофилии, когда ребенок защищен собственной психикой, которую формируют родители и семья. Виктимное поведение - комплекс жертвы - основной фактор, который “виден” педофилам, и именно детей, наделенных таким комплексом, легче всего сделать своей жертвой. Такие факторы, как “безусловная любовь”, “доверие к родителям”, “жизнерадостность”, “свободное выражение чувств”, “уверенность в себе” и “высокая самооценка” с большой долей вероятности гарантируют, что Ваш ребенок практически никогда не подвергнется насилию.

         - как обстоят дела в этой сфере в нашей области?

- проведенный анализ криминогенной ситуации в сфере противодействия педофилии показывает, что сексуальное насилие над детьми, в том числе с использованием сети Интернет, представляет собой серьезную угрозу общественным отношениям, складывающимся в сфере половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних. Степень этой угрозы из года в год возрастает. Причинами этого негативного социального явления стали интенсивное развитие Интернета и популярность социальных сетей у любителей детской порнографии, представителей нетрадиционных сексуальных отношений и педофилов, популяризация нетрадиционных семейных ценностей и ЛГБТ движения в международном масштабе. При этом значительная часть преступлений носит латентный характер. Вместе с тем, в минувшем году установлено 59 потерпевших от педофилии, 53 подозреваемых, значительная часть из которых пребывает в возрасте от 18 до 25 лет. Если деяния попадающие под признаки состава преступления предусмотренного ч.1 ст. 168 «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» УК Республики Беларусь являются менее тяжкими, в основном совершаются лицами из числа знакомых, находящимися в «отношениях» с потерпевшими, по взаимному согласию, и, как правило, с незначительной разницей в возрасте, то преступления совершенные лицами, нетрадиционной сексуальной ориентации, в отношении малолетних или лиц, не достигших 16 летнего возраста мужского пола, представляют наибольшую общественную опасность. Как правило, обладают квалифицирующими признаками, носят системный характер, требуют незамедлительного реагирования и использования всего арсенала средств оперативно-розыскной деятельности для их пресечения.

- факты педофилии, учитывая специфику этой темы, озвучиваются крайне редко и максимально деликатно…

В течении нескольких лет сотрудники Управления по наркоконтролю и противодействия торговле людьми уделяют особое внимание проблемам педофилии.

В качестве примера можно привести ряд уголовных дел, возбужденных по материалам органов внутренних дел в отношении «педофилов»:

-судом Октябрьского района г.Гродно к 7 годам лишения свободы осужден гражданин Андреев И.О. (1984 г.р.), который совершал преступные действия сексуального характера в отношении 6 мальчиков.

-судом Октябрьского района г.Гродно к 13 годам лишения свободы осужден гражданин Кизюкевич И.С.(1967 г.р.), который совершал преступные действия сексуального характера в отношении 15 мальчиков.

-судом  Островецкого района к 13 годам лишения свободы осужден гражданин Петрик И.И.(1948 г.р.), который совершал преступные действия в отношении  5 мальчиков.

В настоящее время по материалам органов внутренних дел задержан гражданин М.(1994 г.р.), который совершал преступные действия сексуального характера в отношении 7 детей в возрасте до 10 лет.

Ни в одном из указанных случаев дети не обратились в милицию, ни рассказали о случившемся родителям. Именно поэтому столь пристальное внимание вопросам выявлению и профилактике преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности уделяется государственными органами.

Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в жизни несовершеннолетнего может быть: 

-информация от ребенка;

-информация от родителей (законных представителей), других членов семьи; 

-информация от специалистов учреждений образования; 

-информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан; 

-результаты медицинского осмотра, свидетельствующие о совершении в отношении ребенка общественно-опасных действий;

-дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.

Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для родителей и специалистов.

 

 

Разного рода насилие над детьми встречается повсеместно: в семье, дошкольных учреждениях, школе, детских домах и интернатах, лечебно-воспитательных учреждениях и воспитательных колониях, местах проведения досуга и молодежных тусовок. Поэтому помимо причин, выделяются факторы риска, способствующие увеличению случаев жестокого или пренебрежительного обращения с детьми. К таким факторам риска исследователи (Н.Ф.Михайлова, Кристел Алтосаар и др.) относят личностные характеристики насильников (субъектов насилия) и жертв. Субъектами или внешними источниками насилия для детей и подростков является достаточно широкий перечень лиц. По материалам исследований белорусских и российских ученых насилие по отношению к ребенку может исходить от следующих категорий людей:

  • родителей (мать, отец, отчим, мачеха) или иных законных представителей (попечитель, опекун);
  • близких родственников (бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра);
  • сверстников или старших детей знакомых и незнакомых ребенку;
  • педагогических работников образовательных, воспитательных либо лечебных учреждений (педагоги и воспитатели детских садов, школ, приютов, интернатов для детей-сирот, детских домов, мастера на производстве, тренеры в спортивных секциях и др.);
  • посторонних наделенных властными полномочиями (врачи, средний медицинский персонал, сотрудники правоохранительных органов и центров по оказании социальной помощи и поддержки и др.);
  • иных посторонних – знакомых (соседи, друзья родителей) и незнакомых взрослых.

В ходе исследования, проведенного в лаборатории семейно воспитания Национального института образования, уточнялись данные относительно наиболее частных субъектов жестокого обращения с детьми. Исследованием было охвачено свыше тысячи респондентов: 369 подростков, 170 студентов и 211 взрослых (родителей и педагогов). Как выяснилось, безопасных для детей мест, к сожалению, практически нет, но в зависимости от вида насилия большую угрозу представляют различные сферы обитания. В целом, на первом месте по опасности стоят улица и двор, где более четверти опрошенных испытывают и вербальное, и физическое насилие. На втором – общественные места и транспорт, несущие для респондентов, в основном, вербальное насилие в виде оскорблений, брани и угроз. В школе, которая оказалась на 3-м месте по числу выборов, ребята чаще всего встречаются с непристойными шутками и репликами в свой адрес. На последнем месте по числу выборов стоит квартира (собственная или чужая).

Вместе с тем, по данным исследователей, если сексуальное насилие около половины детей терпят от чужих людей, то физическое и психическое насилие совершается, в основном, в кругу семьи. По большей части матери (около 90%) ответственны за отсутствие родительской заботы, так как матери или люди их заменяющие являются основными опекунами. Зато сексуальное насилие гораздо чаще, приблизительно в 90% случаях, совершается мужчинами, около половины из них – отцы или люди их заменяющие. Мужчины также по большей части оказываются виновниками эмоционального и физического насилия.

Интересной выглядит позиция, объединяющая точки зрения зарубежных и российских ученых (Е.Н.Иванова, R.F.Celeste). Они выделяют три инициирующих домашнее насилие основных компонента, что позволяет определить и причины его возникновения. Этими компоненты являются насильник, жертва и кризис, причем в роли насильника могут выступать не только мужчины (отец, отчим, дед, дядя и др.), но и женщины, а также братья и сестры. Более того, вопреки существующим мифам насильник не обязательно асоциальная личность, а нередко уважаемый человек с высоким социальным статусом. Вместе с тем существуют определенные черты характера и установки, способствующие трансформации в насильника. Кроме того, должна возникнуть кризисная ситуация, т.е. неблагоприятное событие, которое играет роль пускового механизма для потенциального насильника и лишает его возможности справиться со своими желаниями и проблемами социально приемлемым способом.

Анализируя случаи домашнего насилия, они отметили, что к жестокому обращению с детьми склонны родители, которые:

  • не являются биологически родными для ребенка;
  • часто конфликтуют в семье, импульсивны, эмоционально неустойчивы, имеют психические и личностных расстройства;
  • в детстве сами пережили насилие;
  • обладают низким уровнем культуры и образования родителей, а также социально-экономическим статусом, например, принадлежат к категории безработных, имеют уголовное прошлое или настоящее;
  • воспитывают ребенка без супруга(и);
  • относительно молоды и неопытны, поэтому безразличны к состоянию и развитию ребенка;
  • склонны к злоупотреблению алкоголем либо приобщились к наркотикам;
  • обременены большим количеством детей.

Что касается жертв, то с высокой долей вероятности семейному насилию могут подвергаться дети:

  • нежеланные или рожденные вскоре после смерти предыдущего ребенка;
  • трудно вынашиваемые, часто болеющие и разлученные в течение первого года жизни с матерью, которая тяжело перенесла роды;
  • живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшим (погодки);
  • имеющие врожденные или приобретенные увечья, специфические особенности внешности, умственного (физического) развития, нарушения здоровья, в т.ч. сна, низкий интеллект и несформированные социальные навыки;
  • отличающиеся девиантным поведением, раздражающими привычками и такими чертами характера, как вспыльчивость, гиперактивность, непредсказуемость, замкнутость, равнодушие, требовательность, внушаемость и др.

Итак, факторы риска возникновения домашнего насилия в отношении детей группируются в характеризующие среду, т.е. семью, и детей. Замечено, что жестокое обращение с детьми больше распространено среди бедных и неимущих. Экономические факторы, к которым можно отнести плохие жилищные условия и недоступность квалифицированного медицинского обслуживания, ограничивают возможность заботы о ребенке и создают фон для жестокого обращения с ребенком.

Структура семьи также является важной характеристикой, поскольку дети, живущие с одним из родителей, значительно больше рискуют оказаться лишенными заботы вследствие трудовой занятости взрослого или подвергнуться жестокому обращению из-за его физической или эмоциональной перегрузки. Причем, дети, живущие только с отцами, в два раза чаще подвергаются насилию, чем оставшиеся с одной матерью. Наконец, жестокое обращение с детьми, в особенности отсутствие заботы о физическом состоянии ребенка или педагогическая запущенность, чаще встречаются в больших семьях, где появление каждого нового ребенка привносит дополнительные заботы и трудности.

Ребенок может способствовать насилию своей агрессивностью и импульсивностью, являющимися следствием плохого обращения. Гиперактивные дети более возбудимы и менее охотно выполняют правила, что раздражает взрослых и провоцирует их на насилие. В свою очередь ребенок, подражая родителям и желая предотвратить жестокое обращение по отношению к себе, демонстрирует такую же агрессивность. В результате создается порочный круг.

Отдельным объектом внимания российских (С.В.Ильина, А.Д.Кошелева, О.С.Лобза, Е.Т.Соколова) и зарубежных ученых стали “сензитивные к насилию” возрастные периоды развития ребенка. По данным проведенного в США общенационального исследования, такими периодами являются дошкольный и подростковый возраст. Так, случаи плохого ухода со стороны родителей фиксировались преимущественно в отношении дошкольников: 23% случаев касались детей от рождения до 2 лет. Объясняется это тем, что период младенчества и раннего детства, когда ребенок наиболее беспомощен и зависим от взрослых, бывает самым стрессовым временем и для большинства родителей, особенно для склонных к злоупотреблению алкоголем.

Непрекращающийся крик и раздражительность младенца приводят к уменьшению привязанности матери и, как отметил S.M.Bell, в этом случае женщины могут уйти, оставляя малыша одного. Впрочем, пассивные, отстающие в развитии, родившиеся преждевременно, требующие из-за этого или вследствие психофизических особенностей специального ухода младенцы тоже могут фрустрировать матерей. Такие дети не только обременительны для родителей, но и рассматриваются ими как постоянное напоминание об уязвленном самолюбии, что стимулирует со стороны взрослых жестокое обращение в виде недостатка ухода.

Жертвами же физического насилия в семье зачастую становятся подростки 12-17 лет. Самый пик приходится на 15-17-летних: 14,2 случая на 1000 исследуемых, в то время как для всех школьников показатель в два с лишним раза ниже (6,3 на 1000). Любопытен и такой факт: хотя в физическом насилии дети признают виновными обоих родителей (94,2% всех случаев), насильственные методы воспитания чаще допускают женщины (60,8%), а не мужчины. Матери виновны также в 75% фактов плохого ухода за детьми. В этом данные американских специалистов практически совпадают с результатами, полученными белорусским ученым, доктором социологических наук Ю.М.Бубновым (г. Могилев).

По половому признаку пострадавшие различаются следующим образом: с физическим насилием и мальчики и девочки от рождения до 3-лет встречаются одинаково часто. Среди 4-12-летних наказываемых физически мальчиков примерно на 30% больше, чем девочек. Далее, в подростковом возрасте соотношение выравнивается, чтобы после 16 лет качнуться в сторону девочек, которые теперь уже страдают чаще на те же 30%.

От сексуального преследования чаще страдают девочки всех возрастных групп. С возрастом доля девочек, ставших жертвами домогательств, увеличивается и достигает максимума после 16 лет, когда соотношение становится 1:4. Как ни странно, но запущенными в бытовом плане также чаще бывают девочки, особенно после 10 лет. Пик неухоженности припадает все на тех же 16-летних девушек, когда их преобладание над юношами становится шестикратным.

Перечисленные выше факторы риска не обязательно оборачиваются прямой опасностью для детей. Нередко в семьях, представители которых обладают приведенными характеристиками, дети окружены теплотой и любовью. Однако выделение таких факторов способствует обозначению своеобразной «зоны особого внимания» для специалистов, помогая им выявить, а иногда и предотвратить домашнее насилие.

 

Памятка "Жестокое обращение: понятия, последствия"

развернуть

Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

Выделяют 3 основных вида насилия: физическое, психическое, сексуальное.

Физическое насилие – это любое неслучайное т.е. преднамеренное нанесение повреждения ребенку, которое может привести к смерти, вызывает серьезные нарушения физического или психического здоровья или ведет к отставании в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Определить, что ребенок стал жертвой физического насилия, можно по следующим признакам:

  • необъяснимо возникшие кровоподтеки;
  • шрамы,  следы от ногтей, давления пальцев, ударов предметами (ремнем, палкой, веревкой) следы ожогов;
  • необъяснимые переломы, вывихи, раны;
  • повреждения внутренних органов в результате удара;

Последствия физического насилия для ребенка могут быть самыми разными: от незначительных до грубых нарушений, включая психопатологию, саморазрушающее и асоциальное поведение. Это определяется многими факторами, в том числе особенностями ребенка, его возрастом, характером отношений с наказывающим родителем, силой и способом наказаний

Чаще всего для детей подвергающихся физическому насилию характерно: раздражительность, болезненное отношение к замечаниям, критике; агрессивность, жестокость, негативизм или чрезмерная уступчивость, пассивность; замкнутость, недоверие, лживость.

На факт применяемого физического насилия указывают и особенности поведения жертвы-ребенка:

  • страх перед уходом из школы или детского сада домой, или, наоборот, перед уходом в школу, если насилие применяется в учреждении образования или на улице;
  • страх при приближении родителя к ребенку;
  • общее избегание ребенком физического контакта;
  • побеги из дома;
  • ношение одежды, не соответствующей погодным условиям (например, летом шерстяной свитер с высоким воротником, чтобы скрыть кровоподтеки на теле);
  • отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.
  • саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение); суицидальные попытки.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.  Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку половых органов, демонстрация порнографического материала, вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур.

Указанное насилие является скрытым, внешне не проявляющимся, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и.т.п.)  столкнувшиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Скрывают эту проблему и родители, боясь огласки. А между тем, сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам.

Отдаленные последствия перенесенного сексуального насилия

-эмоциональные расстройства, которые включают беспокойства и страхи, панику, ночные кошмары, депрессивные состояния, неконтролируемые вспышки агрессии и гнева, направленного на более слабых, на животных, на самого себя;

-стрессовые расстройства, при которых наблюдаются нервозность, бессонница, плохая концентрация внимания, различные фобии, оцепенелость, «провалы в памяти», навязчивые мысли;

-когнитивные расстройства, выражающиеся в низкой самооценке, самообвинении, восприятии себя как уродливого, беспомощного, нарушении межличностных контактов, замкнутости, пассивности, регрессе в развитии, мыслях о самоубийстве;

Как правило, у жертв сексуального насилия формируется специфическая модель поведения - сексуализированное поведение. У подростков формируются защитные механизмы: беспорядочные половые связи (чаще у девочек), идентификация себя с насильником (чаще у мальчиков). Перенесшие сексуальное насилие дети часто не способны наладить нормальные взаимоотношения со сверстниками. Чувство вины и стыда, обычно возникающее у жертв сексуального насилия, мешает установлению дружеских отношений, ведет к изолированности.

Совет родителям: если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему со стороны какого-либо лица прислушайтесь к его словам, не отрицайте, а попытайтесь разобраться в ситуации, не оставляйте ребенка один на один с этим человеком, а если отношения зашли слишком далеко, помните, что ребенку нужна своевременная помощь специалистов, присутствие рядом человека, которому ребенок доверяет и который может вернуть ему чувство ценности собственной личности.

Психическое  (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. Указанные действия выражаются в однократном или храническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему.

Формы психологического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, запугивание, угрозы в словесной форме, оскорбления и унижения ребенка, игнорирование, отвержение,  постоянная ложь и обман со стороны взрослого, предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, поддержание постоянного напряжения,  насмешки и.т.д.

Последствия психического насилия зависят от его длительности и интенсивности. Психическое насилие приводит к переживанию ребенком собственной ничтожности. Это и чувство вины, и стыд, и бессилие, и, как следствие, заниженная самооценка, неуверенность в себе. Кроме того, растет уровень тревожности, могут появляться страхи и нервозность. Длительное психическое насилие влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка: на его отношение к себе и окружающим, на его способность быть в ладу со своими эмоциями, на его уровень агрессии и адаптацию в социуме. У ребенка может на всю жизнь сформироваться «выученная беспомощность»: состояние, когда человек заранее уверен, что у него ничего не получится. Он даже не пробует самореализовываться, потому что убежден в собственной никчемности.

Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием: нарушения сна, нервные привычки (кусание пальцев, выдергивание волос, грызет ногти, навязчивые движения: например  раскачивается, бьётся головой о спинку дивана, когда сидит), неумение общаться (излишняя уступчивость или осторожность, чрезмерная потребность во внимании), антисоциальное, деструктивное поведение, поведение, не соответствующее возрасту и уровню развития.

 

Все перечисленные признаки разных видов насилия еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, оно могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие знаки должны привлечь внимания педагогического работника и родителя.

  Чтобы защитить родителям своего ребенка от насилия первое, что необходимо помнить – это то, что они сами не должны являться источником угрозы для ребёнка.

 А лучший способ защитить ребёнка - построить с ним тёплые доверительные отношения, интересоваться жизнью ребенка, разговаривать, выслушивать, знать о его интересах, увлечениях, круге друзей, посещать школу.

           

       Чтобы ваши дети  могли

                С УВЕРЕННОСТЬЮ СКАЗАТЬ:

Мои родители это -

......самые любимые, дорогие люди на свете,

........пример для меня, те кого я люблю и уважаю,

...... мои защитники,

...... самое дорогое что у меня есть.

 

свернуть
поделиться в:
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/