В учреждениях образования могут функционировать различные модели групп кратковременного пребывания (дифференцируются по месту размещения группы, направлениям приоритетной деятельности, возрасту воспитанников) в зависимости от запросов родителей (законных представителей) воспитанников и ресурсных возможностей учреждения образования.
Группы кратковременного пребывания детей в специально оборудованном помещении. Функционирование таких групп предполагает наличие отдельных групповых ячеек (приемная-раздевальная, игровое и спальное помещение или групповое помещение с зоной отдыха, туалетное помещение) и закрепленных педагогических работников. В помещениях групповых ячеек должны быть обустроены отдельные входы. Общий вход может предусматриваться на 2 групповые ячейки для детей в возрасте до 3 лет и на 2-4 групповые ячейки для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В составе групповой ячейки (при условии организации сна) для детей в возрасте до 3 лет предусматриваются спальни и игровые, для детей в возрасте от 3 до 7 лет игровые допускается совмещать со спальней (игровые с зоной отдыха).
Все помещения групповой ячейки должны быть размещены на одном этаже.
Допускаются объединение и размещение на первом этаже раздевальных для 2-4 групп для детей в возрасте от 3 до 7 лет, в том числе расположенных на втором и третьем этажах.
Приемные-раздевальные групповых ячеек должны оборудоваться шкафами для верхней одежды детей, предусматривающими разделение мест хранения верхней одежды, головных уборов и обуви, а также скамейками, шкафами для верхней одежды работников, родителей (законных представителей) воспитанников.
В туалетных помещениях должны быть настенные вешалки с индивидуальными ячейками для хранения полотенец и предметов личной гигиены детей, шкафы с отдельными ячейками для хранения индивидуальных горшков (для детей до 3 лет).
Вариантом данной модели является организация двух- или трехсменной работы групп: с 8.00 до 14.00, с 15.00 до 19.30 и др.
Кратковременное пребывание детей в функционирующей группе учреждения образования. Эта модель не требует специально выделенной групповой ячейки. Детей раннего и дошкольного возраста распределяют по постоянно действующим группам, соответствующим возрасту каждого ребенка. Они включаются в образовательный процесс учреждения образования с учетом запросов родителей (специально организованная и (или) нерегламентированная деятельность).
Адаптационные группы организуются с целью адаптации детей раннего возраста (до 3 лет) к учреждению образования, поддержки их родителей (законных представителей) в период привыкания воспитанников к новой среде и роли равноправных членов группы сверстников. Могут функционировать в специально оборудованном помещении учреждения образования.
В адаптационной группе предусматривается как совместное пребывание детей и их родителей (законных представителей), так и пребывание только детей. Эта модель предполагает, что воспитанники в дальнейшем могут быть приняты в соответствующую возрастную группу учреждения образования на постоянной основе.
Группы «Материнская школа» создаются с целью разностороннего развития воспитанников от рождения до трех лет и оказания их родителям (законным представителям) целенаправленной, систематической помощи в вопросах воспитания детей раннего возраста. Группы функционируют в специально оборудованном помещении учреждения образования и предполагают совместное пребывание родителей (законных представителей) и детей в условиях учреждений образования и (или) систематическое посещение педагогическими работниками семей воспитанников с целью оказания помощи родителям (законным представителям) в их воспитании, обучении и развитии.
Прогулочные группы предполагают пребывание детей раннего и дошкольного возраста в функционирующей на постоянной основе возрастной группе, включение их в образовательный процесс на период проведения прогулки (в первую и (или) вторую половину дня). В указанных группах согласно распорядку дня и с учетом возраста воспитанников организуются различные виды детской деятельности (познавательная практическая (наблюдения, опыты и исследования, экскурсии, целевые прогулки и др.), игровая (дидактические, сюжетно-ролевые игры и др.), трудовая (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд), осуществляется физкультурно-оздоровительная деятельность (подвижные игры и физические упражнения, самостоятельная двигательная деятельность и др.), проводится индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и др.
Группы выходного дня, вечерние группы создаются с целью оказания помощи родителям (законным представителям) воспитанников в воспитании и развитии детей в выходные дни и вечернее время.
Реализация содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования в группах выходного дня осуществляется как в специально организованной (игра, занятие), так и в нерегламентированной деятельности.
При организации образовательного процесса в вечерних группах (например, с 17.30 до 19.30 – в учреждениях образования с временем работы 10,5 часа) приоритетным видом деятельности является игровая (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, режиссерские, театрализованные, творческие игры, игры-драматизации, игры с правилами (подвижные и дидактические) и др.). Вечерние группы не должны открываться взамен «дежурных», организация которых осуществляется в учреждениях образования с учетом запросов родителей (законных представителей) воспитанников, режимом работы предприятий, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Группы по подготовке к школе создаются для детей от 5 до 7 лет с целью подготовки к обучению на I ступени общего среднего образования. С учетом количества детей в таких группах реализация содержания образовательных областей учебной программы может осуществляться как в специально оборудованном помещении учреждения образования, так и в функционирующей старшей группе (от пяти до семи лет) при условии наличия в ней мест.
Сезонная площадка может быть организована по запросам родителей (законных представителей) детей на базе учреждения образования или специально выделенного помещения при условии его соответствия требованиям технических нормативных правовых актов. Сезонная площадка организуется на период посевных, уборочных работ преимущественно в сельской местности.
В учреждениях образования могут функционировать иные модели групп кратковременного пребывания воспитанников.
Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания осуществляется на основе учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования (учебные планы (учебный план учреждения образования, индивидуальный учебный план) и учебная программа дошкольного образования) с учетом оптимального чередования видов детской деятельности воспитанников: специально организованной и нерегламентированной.
С целью обеспечения индивидуализации образовательного процесса с учетом запросов родителей (законных представителей) воспитанников учреждением образования на основе типового учебного плана дошкольного образования разрабатывается индивидуальный учебный план, устанавливающий особенности получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их возможностей, способностей и потребностей.
Обучение и воспитание детей, посещающих группы кратковременного пребывания (за исключением групп выходного дня), осуществляется в соответствии с планом реализации образовательного процесса соответствующей возрастной группы, составленным на основе учебного плана учреждения образования.
Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания осуществляется на государственных языках Республики Беларусь. Основной язык обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.
Приоритетной формой специально организованной деятельности воспитанников групп кратковременного пребывания является интегрированное занятие, которое предполагает интеграцию содержания каждой образовательной области с содержанием как всей учебной программы дошкольного образования, так и отдельных образовательных областей (например, «Ребенок и общество» / «Изобразительное искусство» (рисование), «Элементарные математические представления» / «Изобразительное искусство» (конструирование), «Ребенок и природа» / «Художественная литература» и др.), что позволяет формировать у воспитанников раннего и дошкольного возраста целостную картину мира.
Время специально организованной деятельности распределяется таким образом, чтобы вначале проводились виды деятельности, связанные с умственной нагрузкой детей, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью.
Организация занятий в учреждениях образования в приемных, спальнях, оборудованных стационарными кроватями, запрещается.
Нерегламентированная деятельность воспитанников должна включать самостоятельную деятельность воспитанников в условиях созданной предметно-развивающей среды, а также организованную педагогическим работником деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач (игра и другие виды деятельности в распорядке дня), обеспечивать выбор каждым ребенком деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками, взрослыми или действовать индивидуально.
Специально организованная и нерегламентированная деятельность воспитанников являются взаимодополняющими и реализуются в течение дня с учетом рекомендаций органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.
При организации образовательного процесса в разновозрастных группах кратковременного пребывания распорядок дня является единым для всех воспитанников. Вместе с тем с учетом возрастных возможностей, способностей и потребностей воспитанников в режимные процессы вносятся некоторые изменения.
Так, при наличии в группе воспитанников в возрасте до 1,5 года устанавливаются два дифференцированных режима, поскольку для данной категории детей (с учетом длительности их пребывания в учреждении образования) предусмотрены два дневных сна, что обусловлено психофизиологическими особенностями их развития.
С младшими воспитанниками режимные процессы начинаются на 10-15 минут раньше. Вместе с тем после дневного сна (при условии его организации) первыми встают на 10-15 минут раньше воспитанники старшего возраста. Такой подход необходим для того, чтобы воспитанники разного возраста, объединенные в одну группу, последовательно и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому.
При определении общего распорядка дня для воспитанников двух смежных возрастов за основу берется распорядок дня воспитанников старшего возраста; трех, четырех возрастов – распорядок дня для воспитанников среднего возраста (от 4 до 5 лет).
Специально организованную деятельность в разновозрастной группе кратковременного пребывания можно осуществлять с применением следующих подходов к организации игры, занятия:
поэтапное начало игры, занятия предполагает последовательное включение воспитанников в деятельность (начинается занятие с одной возрастной подгруппой (старшей), затем подключаются воспитанники более младшей возрастной категории);
одновременное начало игры, занятия во всех возрастных подгруппах, поэтапное их завершение с каждой возрастной группой, завершение деятельности в целом с учетом возрастных возможностей воспитанников;
проведение занятия с каждой возрастной подгруппой воспитанников.
Организация образовательного процесса в группах «Материнская школа» осуществляется в разных формах взаимодействия педагогических работников, воспитанников и их родителей (законных представителей):
прямое взаимодействие, при котором педагогический работник, родитель (законный представитель) воспитанника занимает активную позицию, решая обучающие, воспитательные и развивающие задачи;
партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой, в процессе которой деятельность, способы действия выбираются детьми, а педагогический работник, родитель (законный представитель) воспитанника оказывают помощь в их осуществлении, помогают организовать взаимодействие между детьми;
опосредованное взаимодействие, в котором через специально созданную развивающую предметно-пространственную среду стимулируются процессы саморазвития ребенка, его самостоятельные творческие проявления.
В образовательном процессе в группах кратковременного пребывания применяются учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.
Перечень учебных изданий по дошкольному образованию ежегодно обновляется и размещается на национальном образовательном портале https://adu.by, интернет-ресурсе https://uchebniki.by, интернетпортале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by), публикуется в сборнике нормативных документов Министерства образования.
свернуть